Что влияет на самооценку подростка

Что влияет на самооценку подростка

Самооценка это представление о собственной ценности в восприятии индивида. Уровень самооценки влияет на психическое здоровье, межлично­стные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональ­ные стремления и противоправное поведение (рис. 40).

В самооценке ребенка отражается родительская оценка его достоинств. Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, вы­ражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет мелких дости­жений, похвал и успехов.

Низкая самооценка. Обнаружено, что низкая самооценка способствует употреблению наркотиков, она связана с расстройствами аппетита, способ­ствует возникновению юношеской депрессии (подавленность). Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы.

Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у других людей складывается о них плохое мнение, они глубоко страдают. Чем более они уяз­вимы, тем выше уровень их тревожности. Такие подростки говорят: «Крити­ка страшно меня обижает», «Я не могу вынести, когда надо мной смеются или

обвиняют меня, если что-то не так». В результате они стесняются и ощущают неловкость в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться.

Они стараются быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или обще­ственной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обыч­ного развивается чувство изоляции и одиночества. Один мужчина вспоми­нал: «Я был так застенчив, что в первый раз назначил свидание девушке, когда мне исполнился 21 год. Невозможно описать словами, какое мучитель­ное и отчаянное одиночество я испытывал в те годы».

Рис. 40. Самооценка у всех бывает самой разной. Одни думают о себе как о великом ученом, а на самом деле не могут правильно дроби сложить. Другие думают о себе гораздо хуже,

чем есть на самом деле

Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряже­ние, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нра­виться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими. Они все время спрашивают у друзей совета, даже в интимных вопросах, двадцать раз поду­мают, прежде чем что-то сделают. А то, что они делают, об этом часто жалеют. От неуверенности в себе им кажется, что можно было поступить лучше.

Неуверенные и застенчивые люди позволяют другим принимать за себя решения. Из них вырастают маменькины сынки. Даже став взрослым чело­веком, такой сынок во всем советуется с мамочкой. Одна женщина мне по секрету сказала: «Я уже не могу терпеть своего мужа. Как только услышу или увижу его, так перед глазами встает моя свекровь — он ее полная копия».

Однако те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе ува­жение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их.

А другие, испытывая чувство собственной незначимости, притворяются, что у них все о’кей. Они изо всех сил стараются произвести благоприятное впечатление на людей. Возможно, это и хорошо. Кому приятно видеть по­стную физиономию? А этот все время улыбается.

Но притворство ведет к внутреннему напряжению. Изображать уверен­ного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом про­тивоположные чувства, — это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.

Оказывается, самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто достаточно высокого мнения о себе, кто уважает и ценит себя, тот хорошо или отлично успевает в учебе. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. Вот такой замкнутый круг получается. Одно поддер­живает и стимулирует другое.

Когда ученые стали разбираться в причинах, выяснилось буквально следую­щее. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стиму­лов к тому, чтобы не упасть в глазах дру­гих людей, поддержать высокую репута­ цию. Кроме того, они собираются под­твердить то, что они сами о себе думают.

Неуверенные в себе отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности. Они ду­мают, что их либо вовсе нет, либо их слишком мало. Им чудится, что «никак не могут этого сделать» или что они «недостаточно способны».

Неблагоприятное отношение к себе может выработаться еще до того, как ребенок начнет учиться в первом классе. Такие дети приступают к учебе с убеждением, что у них ничего не получится, и в результате действительно не добиваются успеха.

По результатам одного исследования оказалось, что у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста; самооценка у младших под­ростков выше, чем у старших, влияние «значимых других» на самооценку юношей с возрастом уменьшалось, влияние «значимых других» на самооцен­ку девушек с возрастом усиливалось, а на самооценку юношей — ослабева­ло. Самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы 16 .

Для формирования позитивной самооценки не столь важно, является ли семья полной, вновь созданной или разведенной. Главное значение имеет то, счастливая это семья или несчастливая, дружная или конфликтная.

На самооценку подростков влияет количество и характер стоящих перед ними проблем. По результатам одного исследования учеба оказалась проблем­ной областью как для мальчиков, так и для девочек подросткового возраста. Девочки озабочены проблемами здоровья и отношениями с родителями, а мальчиков больше волнуют социальные и психологические отношения.

Читайте также:  Сколько жарить семгу на мангале

Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, принять их, от гибкости родителей, характера обще­ния с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от роди­тельской поддержки, участия и руководства.

Низкая самооценка подростка необязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье, принадлежащей к низкому классу,

16 Райе Ф. Указ. соч. С. 239.

может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.

Сравнение индийских, американских, австралийских и ирландских под­ростков показало, что у американской молодежи уровень «Я-концепции» и самооценки выше, чем у их сверстников из других стран: после них в порядке убывания следуют австралийские, индийские и ирландские подростки 17 .

У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки боль­ше, чем у имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.

Одно исследование показало, что подростки, считающие, что они «слиш­ком маленького роста» или «слишком много весят», имеют более негатив­ное представление о себе и низкую самооценку 18 .

При обследовании 2 154 старшеклассников из штата Северная Дакота в возрасте от 14 до 19 лет обнаружилось, что чем больше в жизни подростка было отрицательных событий, тем ниже уровень его самооценки. К отри­цательным жизненным событиям относились смерть близкого родственни­ка, провал на экзамене, переход в другую школу или переезд, болезнь, про­блемы на работе и в общении, изменения в семье (такие как трудности в отношениях с новым членом семьи или развод) 19 .

Врезка

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8531 — | 8117 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Самооценка это представление человека о самом себе, о своих возможностях, способностях, отношениях с другими людьми. От самооценки зависит, как человек воспринимает себя, отношения с окружающими, поведение при различных жизненных ситуациях (ссоры, конфликты, победа в споре и т.д.). Выделяют завышенную, адекватную и заниженную самооценку.

Заниженная самооценка может вызывать раздражительность, напряженность, тревожность. Причины возникновения такой самооценки связанны, с оценкой окружающими вашего поведения. Особенно это влияние заметно в детстве, например, если ребенок за каждую провинность, выслушивал какой он плохой, неуклюжий. То, через какое — то время он действительно начинает себя считать таковым. Большинство ученых считают, что самооценка окончательно формируется лишь ближе к подростковому возрасту. Но и в этот период она неустойчива, ситуативная, подвержена влиянию из вне. У взрослых самооценка более устойчива, и пошатнуть ее могут резко негативные события (финансовая несостоятельность, невозможность иметь детей, создавать отношения и т.д.) Так же на самооценку взрослого могут оказывать влияние личностные качества человека (стрессоустойчивость, умение справляться с трудностями и т.д.).

Заниженная самооценка у подростка проявляется в том, что он видит во всех своих действиях, суждениях, что то плохое, постоянно сравнивает себя с какими — то идеальными образами, у него возникают трудности с определением своих желаний, сложности с принятием комплиментов, похвалы, знаков внимания, неумением сказать нет, состоянием жертвы.

Второй полюс, куда может отклониться самооценка у подростка это в сторону повышения, хотя это встречается намного реже.

Завышенная самооценка – это переоценка человеком своих возможностей. Основная опасность такой самооценки в завышенных ожиданиях от окружающего мира, что приведет к депрессии, в случае неспособности человека удовлетворить свои амбиции в реальном мире.

Признаки завышенной самооценки: человек считает себя выше и лучше всех; если кто то переплевывает его, то человек считает себя обиженным; человек уверен в своей правоте, отрицает факт что может быть мнение отличное от его собственного; не умение прощать и просить прощения; частое употребление местоимение я; боязнь ошибиться, высокомерие.

Завышенная самооценка связанна с особенностями воспитания и возможно внешней привлекательностью человека.

Как мы видим завышенная или заниженная самооценка могут негативно влиять на поведение подростка, делая его несоответствующим той действительности, в которой он находится. Поэтому самооценка должна быть адекватной (реалистичной) И я согласен с Т. Лири: "Родители должны говорить своим детям, что любят их, несмотря на то, что они несовершенны, и что им есть куда развиваться. Но с детьми нужно быть честными. Главное, никогда не говорить ребёнку, что он лучший в мире".

Подросток в период своего взросления, пытается ответить на множество вопросов: Кто я? Что я могу? Чего я не могу? Как мне можно стать тем, кем бы я хотел стать? Естественно при ответе на эти вопросы подросток в первую очередь опирается на мнения родителей, или других значимых взрослых с которыми у него близкие отношения. Поэтому родители могут помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, так и быть причиной заниженной или наоборот завышенной самооценки.Адекватная самооценка помогает ребенку быть более спокойным, хорошо относиться к себе и к окружающим людям, подросток с такой самооценкой способен хорошо понимать свои возможности и ограничения.

Адекватная самооценка у ребенка формируется там, где есть уважительное отношение к мнению ребенка, конструктивная критика и признание того что ребенок ценен сам по себе вне зависимости от каких либо своих достижений и наград.

Уважительное отношение к ребенку и его мнению будет проявляться в уважение к решениям, потребностям, желаниям, целям вашего ребенка.Важно видеть границы, которые выстраивает ребенок и эти границы не нарушать.

Читайте также:  Рецепт свадебного каравая в домашних условиях пошагово

Если родители бесцеремонно вмешиваются в жизнь ребенка, пренебрегают, нарушают его границы, это может повлиять на отношение ребенка с другими людьми и родителями. Для того чтобы этого не допустить родители должны постараться соблюдать «границы» своего ребенка. Для этого нужно выделить для него отдельную комнату ну или хотя бы свой угол, где он сможет хранить свои вещи, будет иметь возможность отдохнуть, уединиться, почитать и т.д. Категорически нельзя трогать без разрешения личные вещи ребенка, рыться в его карманах портфеле, читать личные записи. Бывает, что родители пытаются контролировать увлечения, дружеские отношения ребенка, стиль одежды. В этом ребенок также должен иметь самостоятельность, даже если вам его друг или его увлечения не понятны, постарайтесь отнестись к этому с уважением. Ребенок будет вам очень благодарен за это. Единственное когда необходимо вмешиваться в эти процессы, если вы понимаете, что они могут угрожать вашему чаду.

Конструктивная критика с большим количеством позитивных подкреплений также является фактором, способствующим адекватной самооценке. Это не значит, что необходимо только хвалить ребенка, безусловно, критика должна быть и можно воспользоваться следующим алгоритмом для такой критики. Первоначально мы говорим что случилось (Ты опоздал на встречу!), затем мы проговариваем свои чувства по отношению к этому событию (Меня это очень расстроило!), после этого указываем последствия этого поведения (Мы опоздали на концерт), и в конце нашей обратной связи мы говорим о том, как нужно делать (В следующий раз приходи вовремя). В любой критике первоначально полезно сделать акцент на том, что у человека действительно получилось, отмечая его старание и стремление.

Каждый чувствовал, как неприятно когда тебя недооценили, высмеяли, растоптали твое усилие на корню. Безусловно, все это приводит к негативным переживаниям и как следствие снижению самооценки. Еще одна любимая манипуляция родителей сравнить успехи своего ребенка с другим. Это не только не подталкивает ребенка к изменениям но дает обратный эффект ребенок вообще не хочет ничего менять, у него опускаются руки. Излишние требования к ребенку (несоизмеримые с его возрастом), также могут вызывать у ребенка негативные чувства, связанные с собственной несостоятельностью, разочарование собой, своими возможностями. Поэтому логичнее постепенно развивать ребенка, каждый день, давать ему возможность преодолевать препятствие, которое казалось на сегодняшний день невозможным. Если ставить перед ребенком задачи, которые он не сможет на сегодняшний день преодолеть, даже с помощью близкого это приводит к тому, что ребенок совсем перестает что то делать, чего то достигать, не веря в свои силы, потому что планка слишком высока.

Конструктивная критика предполагает, что ребенок получил соизмеримую для его возраста, уровня развития задачу. Если это не так то и смысл в критике отпадает. Если мы даем ребенку управлять автомобиль в возрасте 12 лет, и он разбивает автомобиль, в данном случае критика может быть направленна только на самого себя.

Важным для ребенка является признание родителями его ценности как личности. Родители должны постараться принимать и уважать решения ребенка, даже если они кажутся им неправильными, мнение ребенка, его позицию по тому или иному вопросу, настойчивость ребенка в решении проблем (даже если эти решения были неудачными). Очень ценно, когда ребенка любят, говорят о том, как важно, что он появился в семье.

Это не значит, что нужно ребенку давать полную свободу в его деятельности, безусловно, должна быть какая — то сбалансированность между правилами принятыми в обществе и желаниями, потребностями ребенка. Через постоянное взаимодействие между ребенком и обществом (родителями) происходит узнавание ребенком границ дозволенного. Чем более адекватным, конструктивным будет это взаимодействие, тем более адекватная самооценка сформируется у ребенка.

Предлагаю вам ряд упражнений, которые помогут подростку сделать свою самооценку более реалистичной:

1.Тренируем умение принимать себя

Делим лист формата А4 на четыре части, в каждой из частей подписываем: внешность, мысли, чувства, действия. В каждом квадрате оцениваем, насколько по 100% шкале мы принимаем свою внешность, мысли, чувства, действия. Далее смотрим, где мы себя принимаем не на 100%. Записываем то, что нам не нравится, и что мы хотим исправить в себе. Если это можно исправить, пишем какие шаги, мы можем предпринять, чтобы это исправить, если это невозможно исправить, то принимаем, так как есть. Например: нам не нравиться наша фигура, мы пишем, что необходимо сделать, чтобы это исправить, нам не нравиться наше желание причинить, кому то вред, разбираемся, с чем оно связанно, как его можно преодолеть. Есть негативные эмоции, спрашиваем себя на кого они? зачем? почему возникли? Что в наших действиях или бездействиях нам не нравится, что мы можем сделать, как это изменить?

Составляем два списка качеств (по 10 штук), первый список это качества которые вам помогают добиваться цели, второй список это качества
которые мешают вам в достижение цели.
Ответь на следующие вопросы по второму списку: как вы относитесь к таким качествам у себя, как бы вы отнеслись к наличию таких качеств у других людей? Могут ли качества из второй колонки быть для вас полезными? Как говорил Теун Марез: «Ваши слабости представляют собой ваши нереализованные потенциальные возможности»
Посмотрите на ваши качества, которые вы считаете, мешают вам, и попробуйте написать, какую эти качества играют положительную роль! Потом напишите, где это качество вам пригодится!

3. «Ценности и самооценка»
Составьте список того что для вас важно и ценно. И поставьте напротив каждой ценности, насколько вы ее реализуете в своей жизни. Например, для меня ценно, заботиться о близких и я реализую это на 80%. А рядом вы ставите, насколько бы вы хотели это реализовывать. Далее расписываем, чего мне не хватает. Например, в эти 20% входит желание быть рядом с мамой чаще. Дело в том, что если есть что — то для нас ценное, но мы это не реализуем, это вызывает у нас неудовлетворенность собой.

Читайте также:  Говядина запеченная в фольге с овощами

Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.

Самооценка подростка

Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»

Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» — зависит от того, какую оценку окружающих он слышит. В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки. Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте — учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.

Что делать родителям

1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать. Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.

2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу. Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков». Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу — идея хорошая.

3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».

Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»

4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».

5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной — в завышенную.

Неадекватно завышенная самооценка — следствие сильной внутренней уязвимости

На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.

Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» — следствие сильной внутренней уязвимости. Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает. Формирование здоровой самооценки — процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый.

Об авторе

Анна Быкова – психолог, автор серии книг «Ленивая мама». Подробнее на сайте .

7 фраз, которые разрушают самооценку ребенка

Любой ребенок рождается с высокой самооценкой. Он знает, чего хочет, и обладает бесконечной верой в себя и в жизнь. За то, что происходит с его самооценкой потом, во многом ответственны родители.

Буллинг на работе: если в коллективе завелся хищник

Он только и ждет момента, чтобы унизить вас, выставить слабаком и лентяем. Почуяв вашу слабость, он не преминет воспользоваться ею. Как возникает ситуация травли и что можно противопоставить агрессору?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector